Методика фундаментальных научных исследований

Носов А.В.

 

Предлагается основанный на математической логике вариант формальной методики проведения фундаментальных исследований, общей для всех областей знания.

Целью методики является заполнение пробелов в картине мира, в том числе и не замеченных ранее или не вызывающих каких-либо проблем в существующем научном описании мира. Выявления проблемы как основания для проведения исследований в привычном понимании нет.

 

Обоснование методики

Наука — это способ и процесс получения нового знания. Любое имеющееся знание основывается на ряде предположений (аксиом, постулатов), принципиально не доказываемых: доказательством их истинности является проверенная практикой относительная истинность производных суждений, основанных на этих аксиомах (принцип «Верно следствие, следовательно, верна и причина»).

Но этот принцип предполагает существование единственной и притом необходимой логической связи между причиной и следствием: ИМЕННО ЭТА причина НЕИЗБЕЖНО вызывает ИМЕННО ЭТО следствие. В реальном мире, в отличие от логики, связи такого рода практически отсутствуют.

Причина может создавать несколько следствий, из которых рассматривается лишь одно (до середины XX в. предполагалось наличие жесткой причинно-следственной связи, т.е. рассматривалось лишь самое очевидное следствие из теории). Следствие может порождаться другой причиной, рассмотрение которой не производится. В результате научная картина мира упрощается, в ней возникают неустранимые пробелы и противоречия; ряд явлений либо не замечаются, либо игнорируются.

Методика исследования

1) В некоторой области знания выбирается достаточно общепринятая теория (что предполагает хорошее понимание данной области знания).

2) Путем обратных логических рассуждений выясняются исходные положения этой теории (требуется хорошее владение логикой; иногда эти исходные положения указаны, но забыты). Как известно, все логические рассуждения основываются на принципиально не доказываемых и недоказуемых исходных положениях; задачей данного этапа является выявление не обосновываемых исходных положений и допущений существующей теории.

3) Одно или несколько из этих исходных положений заменяется противоположным (как вариант, снимается одно из ограничений применимости исходного положения или вводится новое ограничение). Результатом является новая система аксиом (формальная грамматика описания мира).

4) Проводится логическое развитие новой системы аксиом, выведение следствий из нее. Результатом становятся невозможные или ложные в исходной логической системе выводы.

5) Полученные «новые» выводы или следствия из них проверяются практикой; как вариант — выясняется, могут ли описанные старой теорией следствия вызываться новыми причинами.

Это не единственный вариант такой методики, существуют и другие.

Примеры применения

1) Для технических наук методика выглядит так: снимаем одно из накладываемых известными законами природы ограничений, мешающих получить от проектируемой системы нужный результат. Если без этого ограничения нужный результат получен — ищем способ обойти это ограничение. Предлагалось Г. Альтшуллером в его теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

2) Пример для естественных наук.

Закон сохранения энергии является прямым следствием из трех законов Ньютона, являющихся постулатами, т.е. принципиально не обосновываемых. Забывается, что сам Ньютон формулировал закон сохранения исключительно МЕХАНИЧЕСКОЙ энергии, действующий лишь при отсутствии в исследуемой системе неконсервативных сил.

Вывод: расширительное толкование закона сохранения энергии для всех взаимодействий в общем случае неверно.

Следствие: закон сохранения энергии может нарушаться.

Далее выясняем условия такого нарушения, современной физикой игнорируемые.

Один из результатов: практически все качественные скачки в истории физики вызывались обнаружением «нарушения закона сохранения энергии»; далее размер нарушения назывался новым видом энергии (без какого-либо основания) и начиналось исследование нового вида взаимодействий.

Второй вывод: отстаивание незыблемости закона сохранения энергии имеет основой предположение об известности всех видов энергии, т.е. всех законов природы, на чем наука и кончается — это методологически неверно. Получаем основание для развития физики.

3) В социальных и гуманитарных науках методика работает очень хорошо — они все основываются на плохо обоснованных предположениях, выдаваемых за незыблемые истины.

Можно предположить, что масштабное применение предлагаемой методики, в идеале в нескольких взаимосвязанных областях знания, существенно расширит научную картину мира, даст новые знания, в том числе и технологически применимые.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Thanx: Abt-service