Система ценностей информационного общества

Носов А.В.

Аннотация. В статье дается набор (система) ценностей будущего информационного общества. Система получена анализом наработанных человечеством систем ценностей, их сравнением с точки зрения способности основанного на них общества к развитию, устранением некоторых выявившихся в ходе развития цивилизации ошибок и противоречий. В качестве ценностей добавлены разработанные при анализе модели человеческого сознания способы сохранения разумности.

1. Что такое система ценностей и зачем она нужна

Человеческое мышление имеет два взаимодополняющих компонента: логику и интуицию. Нас в данном случае интересует логика; интуиция работает по несколько иным принципам, ее мы здесь рассматривать не будем.

Я полагаю, что человек не может мыслить не логически. Логические операции могут выполняться с ошибками, могут использоваться несколько взаимно-исключающих логик, логика может быть упрощена до полной потери связи с описываемым ею предметом – но любая выраженная человеком мысль подчинена той или иной логике.

Теоретическая модель логики создана Б. Спинозой и исследована К. Гёделем. Она включает в себя аксиомы (принципиально не обоснованные суждения), набор логических операций и получаемые путем применения логических операций к аксиомам суждения. Доказано, что может существовать множество логик, отличных друг от друга; они отличаются набором исходным положений, аксиом. При этом каждая система аксиом создает свой уникальный набор суждений. Истинность того или иного суждения всегда относительна, она полностью определяется набором аксиом. При использовании двух разных наборов аксиом одно и то же суждение может оказаться верным с одной точки зрения и неверным с другой.

Логика тесно связана с языком общения. Высказываемые людьми слова так или иначе определяют некоторые логические понятия; тем самым любое общение людей между собой является набором логических операций. Люди, пользующиеся различными логиками, не понимают друг друга. В случае, если эти логики противоречат друг другу, т.е. представления людей несовместимы в принципе, люди приходят к противоположным выводам относительно одного и того же предмета и договориться в принципе не могут (без изменения логики одного из них). Соответственно, сколько-нибудь продуктивное общение людей, объединение их для решения каких-либо общих задач возможны только в том случае, если их логические системы достаточно близки.

Оценочная логика, т.е. отношение человека к тому или иному событию, факту, объекту, подчиняется тем же законам. Она много сложнее, использует нечетко определенные понятия и эталоны для сравнения, ее положения не всегда могут быть выражены словами. Наличие оценочной логики является неотъемлемым, сущностным свойством человека – без этой способности человек становится аналогом робота. Оценочная логика тесно связана с совестью – допустимость тех или иных действий является не описанием этих действий, а их оценкой; совесть руководствуется именно этой оценкой, сравнивает ее с эталоном порядочности.

Аксиомы оценочной логики принято называть ценностями (здесь нет никакого расхождения; «ценность» — на латинском axio; от этого же слова происходит слово «аксиома»). В свете ранее сказанного система ценностей человека определяет, что он считает допустимым; что – недопустимым, что добродетельным, а что преступным; что приличным, а что нет. Иные варианты: правильно/неверно; красиво/безобразно; добродетельно/греховно и т.д. Существуют и нейтральные оценки в каждом случае.

Таким образом, система ценностей человека полностью определяет его моральные установки (они могут быть получены путем логических преобразований одной или нескольких ценностей). Для общества принятая большинством составляющих его людей система ценностей будет определять весь его облик: моральные принципы, законы, институты, способы взаимодействия людей и т.д. В конечном итоге система ценностей (наряду с доступными ресурсами, природными условиями, окружающими сообществами) определяет возможности общества и результаты его функционирования и развития. При этом система ценностей, в отличие от прочих факторов, может, хоть и с трудом, быть изменена, что приводит к изменению общества в целом.

Поскольку ценности являются, по сути, аксиомами, не существует логических оснований для выбора того или иного варианта в дилемме ценность/антиценность. Но человечеством накоплен большой опыт применения тех или иных ценностных установок. Известно, что некоторые системы ценностей приводят к развитию и усилению общества в целом и отдельных его членов, в то время как другие ценности и их наборы угнетают или прекращают развитие, что приводит к ослаблению общества, снижению уровня жизни, затруднениям или невозможности самореализации людей.

Преимущества той или иной системы ценностей общества могут быть востребованы в разных исторических условиях. По мере развития общества, его социального устройства, технологической базы, соотношения более и менее развитых, культурных и грамотных людей набор составляющих систему ценностей должен меняться. Так, в сложных условиях бедного и технологически неразвитого общества, в недоброжелательном окружении может быть принята одна система ценностей, при изменении этих условий – другая. Обычно в обществе существует несколько систем ценностей (например, у крестьян, феодалов и горожан при феодализме они разные). В индустриальном обществе эти различия постепенно исчезают, что и приводит к формированию нации – сообщества людей, объединенных общим представлением о мире и правилах поведения и взаимодействия.

Из этого следует, что чрезмерное увлечение традициями, поклонение предкам могут тормозить развитие общества – принятая в древности система ценностей несовместима с современным уровнем развития. Переход к архаичным ценностям может привести как к остановке развития, так и к невозможности поддержания достигнутого уровня технологического развития. Полагаю, лучшим являются подходы к «наследию предков», демонстрируемые Китаем и Японией: необходимые на сегодняшний день представления о морали объявляются древними и заимствованными у мудрых предков, что придает им ореол святости и позволяет обществу развиваться.

Таким образом, если мы хотим создать жизнеспособное в современных условиях общества, мы должны решить, что будут считать ценным его члены. Это – основа основ, определяющая все черты будущего общества.

Далее я предлагаю систему ценностей, соответствующую современному этапу развития человеческой цивилизации, русской цивилизации и русского общества в том числе. Она получена путем анализа известных систем ценностей (их не так уж и много), соотнесения их между собой для устранения противоречивости, выбора ценностей, пригодных для современного состояния цивилизации и ее развития. Устранены некоторые (не все) системные ошибки, присущие тому или иному видению мира. В качестве ценностей добавлены разработанные при анализе модели человеческого сознания способы сохранения разумности.

Приведены базовые ценности и ближайшие следствия из них.

 

 

2. Система ценностей информационного общества

 

1. Разум, стремление к его полной реализации

1.1. Поддержание собственной разумности

1.1.1. Собственные представления о чести и достоинстве

1.1.2. Традиции и стандартные решения содержат ошибки (неверны)

1.1.3. Отказ от действия при сомнении в его соответствии нравственным принципам

1.1.4. Замечания и указания на ошибки извне необходимы и приветствуются

1.1.5. Умеренность в желаниях

1.1.6. Пессимистическое ожидание относительно условий деятельности

1.2. Способность к рациональному мышлению, ее реализация

1.3. Осмысленность и осознанность действий

1.4. Способность к внерациональному мышлению, ее поддержка и реализация

1.5. Поиск и обработка информации

1.5.1. Источники информации, каналы поступления информации, носители информации, язык общения и описания мира

1.5.2. Любознательность, интерес к жизни

1.6. Развитие разумности

1.6.1. Знание

1.6.2. Наука

1.6.3. Образование

1.6.4. Сложность

1.7. Свобода индивидуума как способ существования и реализации разума

1.7.1. Неприкосновенность частной жизни

1.7.2. Приоритет интересов индивидуума перед групповыми интересами (группа не является разумным субъектом, объединение людей в группу не повышает или снижает их разумность).

1.7.3. Убеждения есть личное дело каждого. Навязывание убеждений недопустимо (человек с существенно отличными от принятых в нашем обществе убеждениями просто лишается членства в этом обществе, теряет даваемые этим членством преимущества).

1.8. Носитель разума

1.8.1. Жизнь разумного существа.

Отказ от применения насилия между членами сообщества.

Все возможные конфликты интересов членов сообщества решаются договором.

Никто не имеет преимущества при разрешении конфликта или заключении договора.

При наличии межличностного конфликта между действием (причиняющим неудобство) и бездействием выбирается бездействие.

Выполнение добровольно взятых на себя обязательств выше свободы индивидуума.

Личная ответственность за последствия и результаты своего действия/бездействия.

Доверие к членам сообщества.

Доброжелательность к членам сообщества.

1.8.2. Здоровье.

Поддержание здоровья, физическое развитие, осторожность.

1.8.3. Право на защиту своих жизни и здоровья, а также жизни и здоровья близких людей.

Право на ношение и применение оружия не подлежит ограничению.

2. Развитие.

2.1. Мир несовершенен.

2.1.1. Совершенствование мира.

Распространение идей, принципов и образа жизни сообщества.

2.1.2. Все улучшения в мире есть следствие действий разумных существ.

2.1.3. Усложнение взаимоотношений в сообществе и внешнем мире.

2.1.4. Целеустремленность и решительность.

2.1.5. Мир вне сообщества недоброжелателен.

3. Существование сообщества.

3.1. Инфраструктура.

3.1.1. Упрощение инфраструктуры недопустимо.

3.1.2. Поддержание инфраструктуры.

3.1.3. Развитие инфраструктуры.

3.2. Приоритет интересов сообщества, перед интересами не входящих в сообщество лиц.

3.2.1. Интересы не-членов сообщества учитываются лишь по личному желанию членов сообщества.

3.3. В отношении с внешним миром критерием оценки является эффективность действий.

3.3.1. Отказ от насилия не является общей ценностью в отношениях с внешним миром.

3.3.2. Свободы и права не распространяются на не-членов сообщества.

4. Дети.

4.1. Детей должно быть достаточно много.

4.2. Дети должны получить хорошее образование, в том числе воспитание.

4.2.1. Воспитание детей – одно из самых важных дел.

При некотором количестве детей п. 4.1 вступает в противоречие с п. 4.2.

 

5. Антиценности

5.1. Антиинтеллектуализм (отказ от разума, отрицание разума) в любом виде.

5.1.1. Традиционализм в любом виде.

5.1.2. Социализм в любом виде.

5.1.3. Коллективизм (антитеза индивидуализму).

5.2. Льготы и привилегии кому угодно и по любому поводу (мультикультурализм, феминизм, политкорректность).

5.3. Толерантность (в сегодняшней трактовке, т.е. обязанность терпеть любую мерзость) любого направления.

5.4. Эмоциональное восприятие действительности.

5.4.1. Алармизм (действие для противостояния непонятным, но воздействующим на эмоции угрозам).

5.5. Надежда на благоприятное воздействие внешних факторов (планирование в ожидании этих воздействий).

5.5.1. Государственные органы.

5.5.2. Институты гражданского общества.

5.5.3. «Боги, цари и герои».

5.6. Неверие в силу разума.

5.6.1. Неверие в собственные силы.

5.7. Отказ от дальнейшего обустройства мира.

5.7.1. Довольство достигнутым.

5.8. Упрощение (в сравнении с уже достигнутым уровнем сложности).

5.8.1. Упрощение мышления.

5.8.2. Упрощение восприятия мира.

5.8.3. Упрощение описания мира.

5.8.4. Материализм.

Ограничение разума восприятием материальных объектов.

Ограничение устремлений материальными желаниями.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Thanx: Abt-service