Оценочная логика в структуре человеческого сознания (тезисы)

Носов А.В.

Аннотация. В статье обосновывается наличие связи между оценочной логикой и способностью человеческого сознания к генерированию новой информации.

1) Известны несколько видов логики, которые реализуются человеческим сознанием: описательная, нормативная, модальная, оценочная логики.

2) Описательная, нормативная и модальная логики оперируют объектами, имеющими конечное количество состояний, имеющими то или иное формальное (в том числе остенсивное) определение. Известно, что любая логика с конечным количеством состояний объектов и конечным количеством объектов может быть сведена к двоичной логике. Это означает, что нормативная и модальная логики, несмотря на существенные отличия, являются усложненными (либо измененными) вариантами формальной описательной логики с точки зрения их реализации на некоем логическом (алгоритмическом) устройстве.

3) Оценочная логика оперирует принципиально неопределимыми понятиями с неопределенным и, видимо, очень большим набором свойств и признаков (нравится/красиво/этично/морально/прилично/величественно и т.д.). Неопределенность описаний и состояний исследуемых объектов позволяет предположить бесконечность (возможно, практическую бесконечность) количества признаков и состояний; что не позволяет свести оценочную логику к двоичной логике. Это означает невозможность ее реализации с помощью «устройства», реализующего ранее описанные логики.

4) Известен принцип Юма: описание и оценка одного и того же объекта никак не связаны друг с другом. Или: оценочная и описательная логики никак не связаны и не взаимодействуют друг с другом.

Это означает, что в любой момент времени человеческое сознание использует по меньшей мере две различных не связанных друг с другом логики; в нем протекают одновременно не менее двух качественно различных логических процессов. Один из этих процессов, относящийся к описательной логике, может быть реализован на материальном вычислительном (алгоритмическом) устройстве с конечной вычислительной мощностью. Второй — оценочная логика — на подобном устройстве реализован быть не может; для него требуется некое вычислительное «устройство» с бесконечной вычислительной мощностью (коль скоро количество состояний обсуждаемых объектов бесконечно, как минимум практически).

Такое представление о реализации оценочной логики совпадает с предположением В. Лефевра [1] о совести (одном из проявлений оценочной логики) как о сверхбыстродействующем процессоре для принятия этических решений.

5) Таким образом, в человеческом сознании (его организации на некоторых носителях) присутствует и одновременно действует два качественно различных «устройства», реализующих формальную и оценочную логики.

6) Наличие двух разных логик приводит к трем вариантам соотношения выводов из логических операций над одним и тем же предметом: они могут совпадать, могут быть никак не связаны друг с другом и могут противоречить друг другу. В последнем случае возникает проблема выбора: какой из двух вариантов верен, какой из двух выводов использовать на практике.

Примером такого состояния является отношение человека к некоему будущему действию: выгодно (вывод описательной логики), но аморально (вывод оценочной логики); соответственно при выборе вывода описательной  логики действие будет совершено, а при выборе вывода оценочной логики не будет.

Задача выбора используемой логики может быть сформулирована следующим образом: необходимо разделить ситуации требующие использования описательной и оценочной логик; выделить ситуации, в которых необходимо использовать обе логики и возможен конфликт между ними; выработать способ разрешения конфликта в пользу описательной или оценочной логики.

7) Основаниями для разрешения конфликта между выводами оценочной и описательной логик могут служить сравнение возможностей обеих логик или сравнение их сложности (более сложная логика обладает и большими возможностями), либо сравнение их влияния на человеческую сущность.

8) Очевидно, что оценочная логика, анализирующая более сложные объекты и требующая больших вычислительных возможностей от реализующего эту логику «устройства», более сложна, чем описательная. Устройство, реализующее оценочную логику, в принципе может реализовать и все функции описательной логики — но не наоборот. С этой точки зрения конфликт между выводами различных логик должен разрешаться выбором вывода оценочной логики.

9) Формальная описательная логика может быть реализована на ином, нежели человеческое сознание, носителе — алгоритмическом устройстве Тьюринга (или компьютере фон Неймана). то есть не способность к логическим операциям в рамках описательной логики определяет качество человека как разумного субъекта.

Оценочная логика пока не может быть реализована иначе чем на базе человеческого сознания, т.е. способность к оценочной логике может служить критерием разумности. Выбор решения, предлагаемого оценочной логикой, подтверждает сущность человека как разумного субъекта. Этот вывод совпадает с выводом В. Лефевра [2], доказавшего, что разумный субъект реализует свободу воли (отличительный признак разумности) только в ситуации выбора между предлагаемыми описательной и оценочной логиками противоположными решениями и только при выборе в пользу оценочной логики (формулировка В. Лефевра дана в иной терминологии, но ее суть сохранена).

Разумность, одним из проявлений которой является способность к оценочным рассуждениям — лишь потенциальное качество человека; оно требует своей реализации.

10) Человеческое сознание способно реализовывать еще одну функцию, принципиально не реализуемую никаким алгоритмическим устройством (т.е. любым устройством, оперирующим формальной описательной логикой). Оно способно создавать алгоритмы своей работы, на что алгоритмическое устройство по теореме Тьюринга неспособно.

Эта способность сознания требует бесконечной вычислительной мощности [3], что совпадает с требованиями к реализации оценочной логики. Реализация функции создания новых алгоритмов или получения неизвестных до этого момента логических суждений (движение «вперед» по логическим цепочкам) и реализация функций оценочной логики (в том числе этических и эстетических) совпадают по своим требованиям. Можно предположить, что эти функции в человеческом сознании реализуются одним и тем же компонентом; при этом его бесконечная вычислительная мощность позволяет реализовывать одновременно несколько оценочных задач.

11) Это означает, что способность сознания к ограниченному (ограничения определяются теоремами Гёделя) генерированию новой информации связана с развитием способности к этическим и эстетическим оценкам. В частности, способность к генерированиюновой информации может быть развита развитием этических и эстетических способностей человека.

12) Следует отметить, что оценочная логика в целом подчиняется законам, справедливым для описательной логики. Так, современное представление об ограничениях формальной логики основано на исследовании К. Гёделем модели логики, предложенной Б. Спинозой для оценочной логики.

Это, в частности, предполагает непротиворечивость исходных положений (аксиом) оценочной логики. Наличие противоречий разрушает оценочную логику, что, в числе прочего, требует отказа от концепции мультикультурализма как нарушающей разумность человека.

Библиография.

1) Лефевр В. Алгебра совести.

2) Лефевр В. Космический субъект.

3) Носов А.В.  Логическая модель человеческого сознания // Электронный журнал «Исследовано в России», т. 12, с. 441-471,2009 г. // http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2009/042.pdf.

Опубликовано:

Носов А.В. Оценочная логика в структуре человеческого сознания // Материалы международного конгресса ФГБОУ ВПО «СибАДИ» «Архитектура. Строительство. Транспорт. Технологии. Инновации», книга 3 — Омск, 2013, с. 371-373.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Thanx: Abt-service